Инспектор предлагает вам пройти в патрульную машину
Очень часто гаишники приглашают водителя пройти в патрульную машину. Как правило, без объяснения причин. Или для того, чтобы продолжить обсуждение факта нарушения Правил дорожного движения. Должен ли водитель безропотно следовать за дэпээсником? На этот и другие вопросы отвечает председатель общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгий Румянцев.
Когда инспектор ГАИ остановил автомобиль, многие водители сразу же выходят. И спешат подойти к патрульной легковушке. Делать это вовсе необязательно. Конечно, можно выйти из машины по собственной инициативе. Но исключительно для того, чтобы было удобнее разговаривать с гаишником. И не надо семенить к нему на полусогнутых, судорожно сжимая документы в дрожащих руках. Имейте гордость.
- Бывает, что инспектора, едва взяв у водителя документы, тут же требуют: «Выйдите из машины!» Что делать?
- Поинтересуйтесь, на каком основании инспектор предъявляет вам это требование. Случаи, в которых водитель действительно должен покидать свой автомобиль, перечислены в пункте 18.4 Наставления ДПС.
- Что это за случаи?
- Их несколько. Запоминайте. Первый - для досмотра транспортного средства, проверки соответствия номеров двигателя и кузова техпаспорту ТС. Второй - для устранения технической неисправности автомобиля. Третий - для досмотра водителя, если есть основания полагать, что он нетрезв. Или если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или причастны к ДТП. Четвертый - для участия водителя в составлении документов или оказания помощи другим участникам движения. Это все. Никаких других причин быть не может.
- А если инспектор не утруждает себя объяснениями?
- Попросите у гаишника служебное удостоверение. Он обязан его предъявить (не выпуская из рук). Перепишите данные, не забудьте записать номер нагрудного знака. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы инспектор «не зарывался».
- Что делать, если дэпээсник настойчиво приглашает водителя сесть в служебный автомобиль?
- Настаивать на таких «посиделках» инспектор может только в одном случае: если он задерживает водителя. Основанием для задержания является любое административное правонарушение. Если такового не было, можете смело отказываться от «интима» с гаишником. Закон вас к этому не обязывает. Лучше посидите в своей машине, послушайте музыку...
- А вы лично в подобные ситуации попадали?
- Да, у меня самого как-то произошел такой случай. Ехал я через площадь Победы. Поворачиваю на Ленинский, и тут - взмах «полосатой палочки». Останавливаюсь. «Предъявите документы». Предъявляю. А дальше - всем известная фраза: «Выйдите из машины». …Погода, кстати, была ужасная. Дождь, ветер… Я заметил, что в патрульном автомобиле уже сидит «сладкая парочка» - еще один дэпээсник и водитель. Понял, что стану следующим. После того, как изрядно промокну…
Я не стал дожидаться развития событий. И сразу же заявил: «Никуда я выходить не буду! Можете составлять протокол о задержании. А я его потом обжалую…»
- И гаишник…
- Вернул мне документы. Кстати, я тогда обратил внимание, что «тормозили» они всех подряд. И не стал уезжать сразу. Решил посмотреть, как будет «общаться» инспектор с тем водителем, которого остановил сразу после меня.
- И что же?
- Он увидел, что я жду. Понял: дело пахнет керосином. И не стал связываться…
- К сожалению, водители предпочитают не вступать в дискуссию с блюстителями порядка. И безропотно подчиняются их незаконным требованиям. Как себя вести, если все-таки ты оказался в машине инспектора?
- В патрульной машине дэпээсники как правило продолжают или начинают разговор о совершенном водителем нарушении. И о предусмотренном за это наказании. Попутно выясняют: пил ли водитель накануне? А позавчера? Нередко получив утвердительный ответ, пускаются в пространные размышления. Мол, у всех алкоголь выводится из организма по-разному. Бывает, и месяц держится… А вы, мол, позавчера бутылку пива выпили. Ну-ка, дыхните. Фу-у! Ужасный запах…
- Тогда зачем весь этот спектакль?
- Подобными разглагольствованиями инспектора провоцируют водителя на дачу взятки. В большинстве случаев - к обоюдному удовольствию сторон. Ставка, как правило, вдвое ниже, чем предусмотрено за имевшее место нарушение. Если оно, конечно, было. Ну, а если не было, деморализованный наличием «ужасного запаха» водитель все равно предпочитает откупиться. Хотя бы в целях экономии времени.
- Но ведь так хочется «решить вопрос» побыстрее…
- В таких ситуациях каждый ведет себя так, как ему позволяют совесть, характер и жизненная позиция. И, конечно, серьезность совершенного правонарушения. Но следует помнить: все это может быть чистой провокацией.
- То есть?
- Периодически ОБЭП вместе с отделом внутренней безопасности проводят операции по «отлову» взяточников. Причем, ловят именно водителей.
- Как это происходит?
- Вы усаживаетесь в машину к инспектору ДПС. «Покупаетесь» на его явное или завуалированное предложение «разойтись» без протокола… Передаете деньги. И тут оказывается, что все это было записано на аудио- или видеоаппаратуру. Вас берут с поличным. А за дачу взятки должностному лицу - светит серьезная статья. И вы рискуете получить весьма солидный срок.
Еще раз хочу напомнить: садиться в машину к инспектору вы не обязаны. Мало того, постарайтесь этого избежать. Не забывайте: ваши пассажиры - потенциальные свидетели. В случае необходимости они смогут подтвердить вашу правоту. Засвидетельствовать, что вы были трезвы, что не нарушали ПДД, не предлагали инспектору деньги. А оказавшись с дэпээсником тет-а-тет, вы никогда не докажете, что он вымогал у вас взятку. Помните, что принимать у вас деньги в виде уплаты штрафа инспектор не имеет права. Даже самую маленькую сумму. Все выплаты производятся только через отделения Сбербанка.
Не забывайте и о том, что откупившись единожды, вы можете попасть на гаишный «лохотрон». Получив от вас деньги, «блюститель порядка» сделает вывод, что вы готовы платить. И передаст вас «по эстафете» своему коллеге. Который остановит вас метров через двести. Вы заплатите еще раз … и еще. Пока не попадете в руки ОБЭП.
Так что если вы точно знаете, что административных правонарушений не совершали, из машины можете не выходить. А если гаишник все-таки настаивает, требуйте составления протокола о задержании. Который потом - если он, конечно, будет составлен - можно будет обжаловать в суде. И выиграть дело.
Инспектор подозревает, что вы выпили,
и предлагает подписать отказ от освидетельствования
Ежедневно десятки водителей становятся пешеходами. Причем надолго. И, конечно, не по своей воле. Для этого достаточно лишь пойти на поводу у «доброго» гаишника и побыстрее, не вникая в подробности, подписать протокол. Где указано, что вы отказались от медицинского освидетельствования на состояние опьянения. А через некоторое время вы получаете… повестку в суд за отказ о прохождении этого самого освидетельствования. О том, как не лишиться прав, рассказывает председатель общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгий Румянцев.
- Очень часто инспекторы ГИБДД стараются получить отказ от медицинского освидетельствования любыми путями, - говорит Георгий Анатольевич. - Впечатление такое, что у них есть «план по валу». Каждый день гаишниками составляется по 30-40 протоколов. Причем число это остается неизменным.
Как же инспектора ГАИ умудряются заставить водителя подписать такой протокол?
- Недобросовестные сотрудники ДПС пользуются неосведомленностью водителей. Допустим, человек абсолютно уверен, что трезв. Гаишник эту уверенность, конечно же, чувствует. И поэтому предлагает отказаться от освидетельствования «чтобы не терять времени зря». Эта мотивация - экономия времени - особенно она действенна, когда водитель спешит. Мало ли какие ситуации бывают. Срочная работа, необходимость поездки на вокзал… в аэропорт… еще куда. А тут - перспектива такой длительной процедуры, как освидетельствование. Вот водители и идут на поводу у дэпээсников.
- Чем грозит водителю отказ от визита в медучреждение?
- Лишением прав. Причем независимо от того, был ли он «подшофе» или нет. Очень часто гаишники просто обманывают водителей. Они предлагают подписать отказ от освидетельствования. Говорят, мол, заплатишь маленький штраф. А потом, когда будет время, съездишь в наркодиспансер самостоятельно. Многие так и поступают. Получают заключение, что они трезвые, успокаиваются. И напрасно.
- Почему напрасно?
- Самостоятельное прохождение водителем медицинского освидетельствования не освобождает от ответственности по ст. 12.26 КоАП. Потому как его привлекают не за управление транспортным средством в нетрезвом виде, а именно за ОТКАЗ от прохождения освидетельствования. Протокол-то водитель подписал…
- Что же делать?
- Во-первых, не надо писать что-либо под диктовку инспектора. Типа, выпил вчера бутылку пива. Или фужер вина. Напишите в протоколе: «Признаков опьянения не имею. С протоколом не согласен». Укажите, что вы не отказываетесь от прохождения освидетельствования. Просто имеются какие-то конкретные причины, по которым вы не можете поехать в медучреждение сию же минуту. Проследите, чтобы дэпээсник мотивировал направление вас на освидетельствование. Указал признаки, которые позволили ему сделать вывод о вашей нетрезвости.
- Что это за признаки?
- Они перечислены в Приложении №6 к Приказу Минздрава РФ №308 «О медицинском освидетельствовании». Это запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, показания технических средств и прочие. Обычно дэпээсники указывают только запах изо рта. Но этот самый запах должен быть зафиксирован соответствующими приборами. А нос инспектора таковым не является.
- Протокол составлен, все написано правильно. Что дальше?
- Обязательно пройдите медицинское освидетельствование. Иначе можете лишиться прав. Лет на десять.
- Как на десять? Почему так надолго?
- Я уже говорил о том, что у гаишников существует «план по валу». То есть, они ДОЛЖНЫ составить определенное количество протоколов. А планы надо выполнять. И они выполняют.
- Каким же образом?
- Допустим, вы не смогли поехать в медучреждение немедленно. Подписали протокол. И отправились по своим делам. А метров через двести вас «тормозит» другой гаишник. По тому же поводу. И все начинается с начала.
- Прямо злой рок какой-то... Неужели случайность?
- Ничего подобного. Просто тот, первый дэпээсник, связался со своим коллегой «за углом»: «Слышь, к тебе лох поехал! Номер такой-то…» И вы опять попадаете в цепкие лапы ГИБДД. Составляется очередной протокол. Потом еще один… и еще… А потом суд «впаяет» вам срок лишения прав по совокупности.
- Что же делать?
- Во-первых, настаивайте на том, чтобы протокол составлялся при свидетелях. И обязательно обратите внимание свидетелей на то, что вы трезвы. Если вы спешите на вокзал или в аэропорт, сохраните билеты. Во-вторых, как я уже говорил, ОБЯЗАТЕЛЬНО посетите медучреждение. Не откладывая дело в долгий ящик.
- Допустим, водитель самостоятельно приехал на освидетельствование, и оказалось, что он «подшофе»…
- В этом случае инспектор, отпуская водителя, совершает должностное правонарушение. Вряд ли он не заметил признаков опьянения.
- А если это был всего лишь запах? Вы говорили, что нос инспектора не может служить «детектором»…
- Одним запахом тут явно не обошлось. Даже если водитель выпил бутылку пива, уже через час-полтора уровень алкоголя в крови будет в норме. Ведь не пил же он прямо в машине за рулем! Так что наверняка присутствовали и другие признаки опьянения. В этом случае инспектор должен отстранить водителя от управления. Задержать автомобиль и отправить его на штрафстоянку. Если, конечно, рядом нет человека, который может сесть за руль. Но в моей практике часто бывали ситуации, когда недобросовестные дэпээсники формально составляли протокол и получали отказ от освидетельствования. Потом изымали права, выписывали временное разрешение и… отпускали водителя на все четыре стороны.
- Получается, что гаишники сознательно выпускают на дорогу нетрезвых водителей…
- В этом случае для инспектора главное - выполнить план по отказам. Составить необходимое количество протоколов, отчитаться перед начальством. Может, получить премию за хорошую работу. Вот, мол, сколько я нарушителей выявил. А они, такие-сякие разэтакие… ну ни в какую не хотят к медикам ехать…
- А если водитель оказался трезвым?
- В этом случае действия сотрудника ГИБДД были незаконны. И вы имеете право подать в суд. На возмещение морального вреда. А иногда и материального ущерба. Если, конечно, сумеете доказать, что по вине слишком рьяного гаишника вы понесли убытки.
- Прецеденты имеются?
- Да, мы неоднократно доказывали в суде неправомерность действий инспекторов. Кстати, одна из судей внесла соответствующее представление в ГИБДД. Мол, прекратите порочную практику. Но там отмахнулись…
В заключение хочу заострить внимание на следующем. Помните, что проходить освидетельствование по требованию инспектора ГАИ водитель ОБЯЗАН. Отказ наказывается лишением прав сроком до двух лет. И не забывайте о хитрой гаишной схеме отлова «отказников». А то можете лишиться прав… пожизненно.