НАШ ОБЩИЙ ДОМ

Объявление


Вы здесь » НАШ ОБЩИЙ ДОМ » Наши дети » Обучение и развитие


Обучение и развитие

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Как запрещать ребенку без слова «нет»?
Аня у меня растет и лезет уже всюду! И часто туда, куда совершенно не надо лезть и берет то, что совершенно не надо брать. Как сказать «нет»? Психологи не рекомендуют часто употреблять слова «нет» и «нельзя». Как же быть?

Сначала надо обойти все комнаты своей квартиры, представив себе, что вы маленький ребенок: открывайте все, лезьте везде, двигайте, толкайте, доставайте, хлопайте и бросайте. Обязательно должны остаться такие места, куда ребенок все-таки может добраться и взять оттуда что-то, помимо его собственных ящиков с игрушками. Например, можно оставить доступными ящики с детскими вещами, которые ребенку уже малы, если вам не жалко, что малыш будет разбрасывать их по полу, абсолютно безопасным будет оставить в распоряжение малыша полку с пластмассовой посудой или алюминиевыми кастрюльками на кухне. Научимся внимательно относиться к потребностям ребенка. Речь идет всего-навсего о внимании к тому, что действительно ему интересно, нужно и хочется.
Запретных мест, предметов и действий может стать меньше, если попробовать предложить ребенку альтернативу, вместо ботинка пожевать прорезыватель, вместо того, чтобы открывать ящик с китайским фарфором, пусть открывает ящик с пластмассовыми мисками. Обязательно сообщите ребенку, что вы предлагаете ему, а не просто подсовывайте замену: «Давай жевать будешь вот это, а ботинок оставим на его месте»
Главный критерий того, что вы сделали все правильно — ребенок без негативных эмоций переключился на то, что вы ему предложили. Проблема заключается в том, что многие родители зачастую запрещают что-то просто «на автомате», даже не задумываясь о том, каковы реальные причины, чтобы ребенку не позволять трогать или делать то или иное. Если вы задумаетесь, есть ли веские основания что-то запрещать, то возможно, еще часть «нельзя» отпадет сама собой, если у вас получится переоценить их важность и окажется, что они не так категоричны, как казалось вначале. Таким образом, ребенок, во-первых, приобретает больше свободы, во-вторых, запреты становятся более веским, и как следствие, малыш реже будет оспаривать ваше «нельзя» и чаще вас слушаться. Зачастую своими ограничениями мы препятствуем удовлетворению ребенком обыкновенного любопытства, жажды познания мира. К таким запретам, ограничивающим опыт ребенка, относятся большинство просьб не тянуть что бы то ни было в рот, не колотить предметами или не кидать их. Можно лишний раз протереть и помыть то, что особенно любит пробовать ваш исследоваться, и его интерес со временем угаснет, а не в случае вашего запрета будет напротив только подогреваться (про запретный плод мы с вами помним, детей это тоже касается — запретные ботинки всегда вкуснее легально разрешенного прорезывателя для зубов).

Еще одна важная тема это количество запретов, память ребенка не безгранична, а до определенного возраста в детской голове вообще немногое задерживается надолго. Поэтому количество запретов должно быть адекватным, например, для каждого помещения вашей квартиры будет более чем достаточно одного — двух запретов, таким же образом сформулируйте два «нельзя» для улицы и общественных мест.

Еще одна возможность сделать из «нельзя» «можно» это разрешить условно. Например, решить, при каких условиях вы все-таки можете позволить ребенку брать тот предмет, который вы по каким-то причинам, брать не разрешаете. Допустим, мобильный телефон вы можете дать малышу посмотреть, при условии, что он не станет нажимать кнопки. Конечно, с совсем маленькими это проходит с трудом, но детям постарше будет приятно, что пусть и при условии, но им разрешили что-то, чего им хотелось, и они будут очень горды собой, когда у них получится сделать так, как вы просили, и вы тоже будете горды!

Если ваши запреты касаются поведения ребенка, гораздо проще (это только поначалу кажется, что сложно, но надо привыкнуть) попросить ребенка делать то, что вам хочется и по вашему мнению надо, а не то, чего вам не хотелось бы и делать нельзя, то есть обозначить позитивные модели поведения, не акцентируя негативных. Вместо «не кричи», попросите «говори, пожалуйста, тише», вместо «не беги» — «давай пойдем медленнее, спокойнее» и т.д.

0

2

Как приучить малыша к труду?
Я сегодня Ане говорю – сложи свои игрушки в коробку. И она головой кивнула и складывает!!! Представляете?! 15 месяцев ребенку! А еще она соринки находит и мне всегда несет – выкинуть!

Это я уже начала приучать к труду, да? Еще она мне помогает доставать постиранное белье из стиральной машинки и запихивает туда грязное, правда иногда путает – что и кудаJ А у моей подруги годовалый сын везде ходит с шваброй, стоит только ему ее найти.

Вообще, пишут, что надо приучать с 2,5 – 3 лет.

Вот и советы:

1. Родителям малыша, необходимо договориться о том, что пришло время посвятить малыша в хитрости домашнего труда, о том, как вести себя в различных ситуациях, как поощрять ребенка.

2. Не нужно приучать ребенка к обязанностям, если он устал, раздражен  или болен. Также не стоит поручать ему задание, если вы сами раздражены.

3. Следует решить, в какой последовательности ваш малыш будет осваивать мир домашней работы – определить, что может делать ваш ребенок согласно возрасту, а что нет. Давай ребенку те задания, которые ему по силам.

4. Не стоит сразу полностью перекладывать на ребенка ответственность за качество выполненного поручения – те же игрушки стоит начать собирать вместе. И только со временем можно полностью доверить малышу выполнение того или иного задания.

5. Не стоит говорить малышу командным голосом: «Иди и убери свои игрушки»,– это может спровоцировать обратную реакцию. Вместо этого можно ласково объяснить малышу, что у каждой игрушечки есть свой домик, и сейчас игрушечки уже устали и хотят пойти отдыхать в свои домики.

6. Ребенок пытается вам помогать? Оцените его помощь и искренне похвалите. Однако не стоит поощрять его труд маленькими подарочками, сладостями или другими вкусностями. Иначе помощь может перестать быть только помощью, а стать залогом получения определенной выгоды для вашего малыша.

7. Если у ребенка что-то не получается, то не стоит его ругать за это, вы должны оказать ребенку поддержку. Например, можно сказать, что вам было очень приятно, что малыш попытался оказать вам помощь, и не беда, если что-то не получилось – это не страшно, и в следующий раз обязательно получится.

8. Даже если вы считаете, что ребенок уже самостоятельно может выполнять то или иное задание, никогда не оставляйте его одного – прежде всего, для его же безопасности, чтобы он чувствовал ваше участие. Кроме того, так вы можете по ходу выполнения работы корректировать его действия.

9. Личный пример взрослых – важный метод воспитания. Дети замечают, как трудятся их родные, как они относятся к работе и друг другу, видят хорошие результаты.

10. Не делите труд на мужской и женский!

11. Если у ребенка что-то не получилось – переделайте за ним, пока он не видит. Ребенок не должен знать, что у него что-то не получилось.

Примеры первого «детского труда»:

— убрать игрушки,

— почистить яйцо,

— вытереть пыль,

— поливать цветы,

— играть на кухне в приготовление еды,

— выкладывать продукты из пакета,

— пылесосить,

— загружать и разгружать стиральную машинку.

0

3

Когда надо учить ребенка есть ложкой?

Врачи считают, что уже с 6 месяцев можно начинать приучать ребенка есть ложкой. Не рановато ли? На самом деле, на это есть свои причины.

Чем раньше, тем лучше.
Врачи считают, что можно уже с 6 месяцев, как только ребенок начал есть «взрослую» еду, давать ему пластмассовую ложечку. Зачем? Ведь все равно он не сможет ею управляться! А на самом деле, чем раньше ребенок понимает, что есть надо ложкой, а не руками (которыми, конечно, удобнее), тем раньше он и начинает орудовать столовыми приборами самостоятельно. То есть, давая ребенку ложку, вы сразу приучаете его к культуре поведения за столом.
Также не маловажным в раннем приучении к ложке является и второй момент – развитие мелкой моторики малыша. Он держит ложку пальчиками, учится управляться ею, зачерпывать кашку, старается донести ее до рта (что, конечно, не всегда удается). Но постепенно движения малыша становятся все точнее и точнее.

С чего начать?
Главное, выбрать любимое блюдо малыша. Что-нибудь, что он очень-очень любит и непременно захочет не по столу размазывать, а съесть.
Можно просто дать тарелку с любимой едой и положить рядом ложку. Большая вероятность, что ребенок при этом начнет есть руками. Если такое случается, то надо показать, зачем рядом лежит ложка.
Можно просто самой кормить малыша, а он пусть в это время просто держит свою ложку, возюкает ею по столу и тарелке, привыкает. После трапезы оставьте на тарелке немного еды и предоставить малышу свободу действий. Если у него плохо получается, помогите ему: наберите в ложку еду, а он уж пусть сам несет ее в ротик.
Еще мне рассказали такую хитрость. Ребенку в тарелку на присоске накладываем столовую ложку каши, чтоб возился, размазывал и пытался ложкой в рот попасть, а из другой тарелки в это время кормит мама. И овцы целы, и волки сыты!

Головомойка.
Моя подруга, мама годовалой Машеньки, после каждой такой тренировки с ложкой плачет горькими слезами: хоть новый ремонт в кухне делай! Не говоря уже о том, что самой сразу и голову мыть, и полностью мыться, и ребенка тоже. Помогает одеть ребенка на время еды или в специальную одежку, или в специальный  "плащик" с рукавами (продается такой в Икее). Ну а мама, чтобы остаться целой и невредимой, может сидеть с другой стороны стола на безопасном расстоянии.
Ну а можно, дабы избежать уборки и головомойки, кормить ребенка самой, а ложку выдавать, когда в тарелке что-то типа риса или зеленого горошка, чтоб не размазывалось.
Главное, перестать морочиться по поводу того, что малыш измазюкается, а  предоставить ему свободу действий – и он станет больше проявлять самостоятельность.

Когда дети начинают есть сами?

Это зависит от малыша. Кто-то только в два года осваивает это умение, когда наступает пора идти в садик. А кто-то уже в год резко отказывается от того, чтобы его как маленького кормили с ложечки. Четких сроков нет, это зависит от характера и психического развития ребенка.

0

4

Привыкаем к яслям

Скоро ваш малыш пойдет в ясли . Это вызывает, как правило, серьезную тревогу. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.

Если 3-летний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, способен общаться с широким кругом взрослых, то ребенок младенческого и раннего возраста менее приспособлен к разлуке с родными, более слаб и раним. Именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Ребенок в раннем детстве интенсивно развивается физически, у него совершенствуются психические процессы. В это время они сильно подвержены колебаниям и даже срывам.

Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к изменению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослым или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Его социальные связи оказываются нарушенными.

Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне ,аппетите :малыш отказывается от еды, она может вызвать у него тошноту ,в часы отдыха ребенок продолжает плакать. Разлука с отцом или матерью протекает подчас очень бурно ,экзальтированно ,ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.

Медики и психологи различают три степени адаптации к детскому саду: легкую, среднюю, тяжелую.

При легкой адаптации, у ребенка в течении месяца нормализуется поведение по всем основным показателям, он спокойно отправляется в ясли. У ребенка хороший аппетит. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у малыша не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются в течении 30-40 дней, настроение не устойчиво в течении месяца. Значительно снижается активность малы ша, он становится плаксивым и малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Такие изменения сохраняются до полутора месяцев.

Особую тревогу вызывают состояние тяжелой адаптации. В одних случаях дети начинают длительно и тяжело болеть, одно заболевание сменяется другим, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют своей роли — не предохраняют ребенка от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему теперь постоянно приходится сталкиваться. Естественно, это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. При другом варианте тяжелой адаптации возникает неадекватное поведение ребенка. Оно настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием.

Чтобы избежать неприятностей, ребенка нужно готовить к яслям задолго до поступления в них. Как бы хорошо ни был подготовлен ребенок к яслям, первые дни его пребывания в них будут трудными. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Желательно чтобы в первые дни ребенок брал с собой в ясли любимую игрушку. Время вводимое в группе, следует увеличивать постепенно, в течение первой недели это не более 3 часов в день. Если ребенок болезненно реагирует на расставание с вами, то, если это возможно, побудьте первые дни и часы в группе вместе с ним. Вы можете поиграть с малышами, помочь воспитательнице покормить деток. Ненадолго выходите из группы, предупредив ребенка, что скоро вернетесь: это поможет ему постепенно отвыкнуть от вашего постоянного присутствия.

Увеличивать время пребывания в новом коллективе можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка. Целесообразно сохранить в период адаптации привычные для малыша приемы ухода за ним, даже если они противоречат установкам воспитателя: убедите его покачать вашего малыша перед сном, дать пустышку, если ребенок к этому привык. Требования дисциплины не должны исключать индивидуального подхода к каждому ребенку. Воспитатель на первых порах ни в коем случае не должен насильно заставлять детей делать что- то не так, как они привыкли, поскольку страх, возникающий в такой ситуации, значительно осложнит привыкание к новым условиям. Во время адаптации малыши особенно остро нуждаются в защищенности, эмоциональном комфорте.

0

5

Учимся мыть руки

Если бы мне, автору, этой статьи, в студенческую пору сказали, что я буду заниматься проблемами мытья рук, я бы, наверное, не поверил и даже оскорбился. Есть же более важные проблемы и медицинские и педагогические.

Конечно, есть, но…

«Болезнь грязных рук» — так не случайно называют дизентерию. Грязные руки угрожают и брюшным тифом, гепатитом, холерой. Тысячи людей попадают на больничную койку лишь из-за того, что не помыли рук перед едой или после прогулок на улице.

Да и не только личное это дело — помыл руки или не помыл. Возбудители кишечных инфекций поражают не одного человека, под угрозой его близкие и знакомые. А работник общественного питания, детского учреждения, не соблюдающий азбучных правил гигиены, — в прямом смысле социально опасная личность.

К сожалению, нет возможности подсчитать, скольким сотням тысяч или даже миллионов людей спасла здоровье такая простая мера профилактики, как мытье рук. Зато мы располагаем другими поучительными данными: микробы, помещенные на чисто вымытую кожу, в течение 10 минут погибают почта полностью. Микробы, помещенные на 10 минут на загрязненную кожу, сохраняются в 95 % случаев.

Конечно, совсем не обязательно вспоминать о результатах исследований всякий раз, когда моешь руки. У большинства людей мытье рук — привычка, навык.

Как известно, нормы поведения формируются у человека с малых лет. Гораздо легче научить ребенка, чем потом переучивать взрослого.

Посмотрим, моют ли руки дети. Давайте обратимся для этого к школе, подразумевая, что у первоклассников уже воспитаны гигиенические навыки.

Картина выявляется весьма пестрая. В одних школах, и таких немало, дети (может, и не все) умеют мыть руки, и для этого созданы необходимые условия: в коридоре перед входом в столовую ряд умывальников, несколько электрических полотенец.

Но есть школы, каких, увы, тоже не единицы, где даже после уроков физкультуры и труда дети садятся за стол с не вымытыми руками. Почему? Потому что в столовой один-два умывальника на три-четыре класса, то есть на 60-120 человек (а ведь перемена короткая!), мыла нет, а уж о полотенце лучше умолчать.

Что же получается? Еще в детском саду ребенку были привита привычка, мыть руки, а в школе она безвозвратно теряется.

Как говорят, поработать есть над чем.

Еще более ужасающая картина в базах отдыха для детей. В данном-то случае можно с полной уверенностью говорить, что здесь есть и время (дети не торопятся на уроки), и условия, и возможность для контроля.

Приехал на первую базу отдыха. Наблюдаю за ребятами, вернувшимися с прогулки. Минуя дежурных, они все прямым ходом преспокойно прошли в столовую и с аппетитом принялась за обед. На другой базе отдыха дела обстояли иначе. Большую часть детей дежурные вернули перемывать руки. Врач базы отдыха заметил: «Не любят и не умеют делать эту процедуру — потрут чуть-чуть ладошки и считают, что все в порядке».

Остановимся на словах: «не умеют». Так не в школьном же возрасте этому обучать?

Ну что-ж, спустимся на ступень ниже — идем в детский сад.

Для удобства наблюдения мы расчленили весь навык мытья рук на следующие элементы:
закатать рукава;
намочить руки;
взять мыло и намылить до появления пены;
тереть руки;
смыть пену;
проверить качество мытья;
вытереть;
проверить, сухо ли вытерты руки, — прижать для этого руки тыльной стороной к щекам.

Как показали мои наблюдения — за детьми 5-6 лет, элементы 2, 4, 5, 7 они выполняют. А вот закатать рукава часто забывают.

Скорее всего, это можно объяснить тем, что в детском саду и дома многие ходят с короткими рукавами, а их закатывать не надо, и навык не закрепился. Намыливают руки до появления пены только 16-27% детей, большинство из них даже не знает, что именно мыльная пена устраняет грязь с поверхности рук. Ребята забывают и о том, что надо проверять, достаточно ли чисто вымыты руки и достаточно ли сухо они вытерты.

Какая же должна быть последовательность воспитания навыков гигиены?

До года ребенку прививают положительно-эмоциональное отношение к воде, мылу, чистоте. Родители моют ему руки, приговаривая, например: «Какие у нас стали чистые ручки! Как хорошо мыло смывает всякую грязь!» и т. д.

От года до двух лет малыш пытается мыть руки, но родители, конечно, помогают ему их намыливать, тереть, вытирать.

От двух до трех — взрослые присутствуют при мытье рук ребенка, но уже не делают этого за него. Обычно детям нелегко удается движение ладони по тыльном поверхности кисти и запястью, потому-то так часто у них остаются грязные «браслеты». Значит, надо особенно отработать это движение. Так постепенно к трем годам дети должны овладеть всеми элементами пока еще сложной для них процедуры умывания.

От трех до четырем лет ребенок приучается мыть руки самостоятельно, без помощи и надзора взрослых. Правда, нужно еще периодически проверять, справляется ли с этим малыш.

Но научить тому, как мыть руки, еще недостаточно. Нужно объяснить, когда и почему это необходимо обязательно делать. Приведу такой пример. В детском саду, где я проводил свои наблюдения, воспитатель говорит: «Идите мыть руки!», — и большинство детей делает это почти беспрекословно. Но давайте задумаемся, какова педагогическая ценность такого воспитания. Наверное, она невелика, так как ребенок не приучается к осмысленным поступкам, выполняя лишь приказание старшего. И действительно, когда тем же группам ребят было дано косвенное указание, например, «Стол накрыт», «Через пять минут обед», только пятеро из ста сами отправились к умывальникам. Значит, у детей нет потребности мыть руки перед едой. Как же ее воспитать?

Казалось бы, убедительнее всего напоминать каждый раз об опасности, которую таят в себе грязные руки. Может быть, так: «Если будешь есть грязными руками, то заболеешь». Или еще сильнее: «На грязных руках микробы, которые проникают в организм человека, и он заболевает». Нет! Такие объяснения неприемлемы. Представьте себе: ребенок один раз поел, не помыв руки, и не заболел. Значит, взрослые говорят неправду? Как же им верить и во всем остальном?

Кроме того, ребенок может быть просто напуган. Мне приходилось видеть детей, которые всячески уклонялись от игр со сверстниками, боясь загрязнить руки.

Гораздо разумнее воспитывать у ребенка привычку мыть руки как норму поведения. Напоминать и повторять всякий раз: «Нельзя садиться за стол с немытыми руками, руки нужно мыть после игры, после посещения туалета, после игр с животными, перед едой, пришел с улицы — вымой руки». Нельзя забывать и об эстетической мотивации: грязные руки некрасивы, неприятны, Как и во всех других случаях, — велико значение личного примера взрослых.

Словом, чтобы приучить малыша мыть руки, нужно главным образом желание и терпение. Повторяю: начинать гигиеническое воспитание надо буквально с первых месяцев жизни малыша и заниматься им систематически.

Но вот ребенок пошел в школу. Сохранит ли он привитые ему навыки? Это, как уже говорилось выше, зависит главным образом от старших: от учителей в школе и от родителей дома.

Нужно терпеливо добиваться, чтобы простая процедура мытья рук стала нормой поведения ребенка. Нормой такой же естественной, как здороваться при встрече или прощаться при расставании.

0


Вы здесь » НАШ ОБЩИЙ ДОМ » Наши дети » Обучение и развитие