НАШ ОБЩИЙ ДОМ

Объявление


Вы здесь » НАШ ОБЩИЙ ДОМ » Школьники и подростки » Проблемы у ваших детей...


Проблемы у ваших детей...

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Всё о преблемах и кофликтах....

0

2

Проблемы детей школьного возраста

«Mаленькие детки — маленькие бедки…». Похоже, пословицы тоже устаревают, потому что проблемы, с которыми приходится сталкиваться ребятишкам (а значит, и нам, взрослым!), смешными и глупыми назвать нельзя. Порой без посторонней помощи в них и не разобраться. Учителя начальной школы говорят, что "бои без правил" — это едва ли не самая серьезная проблема, с которой им приходится бороться. Что происходит? Почему ребятишки, милые и добрые по отдельности, превращаются в агрессивную толпу и с упоением колотят друг друга по голове?

Злость и драчливость в таком возрасте возникают из-за дефицита любви, а именно — телесных прикосновений. Решив, что школьник — это почти что взрослый человек, родители перестают с ним "сюсюкаться". (Даже звери вылизывают своих детенышей, а мы, люди, экономим на поцелуях!) Есть "драки понедельника". Когда в выходные родители воспитывали ребенка в две глотки и в четыре руки, малыш приходит в школу во взрывоопасном состоянии. Стоит соседу взять у него без спроса со стола карандаш — начинается стычка. В сущности, мальчишка не виноват, его заводили в течение 48 часов, вот механизм и сработал. В таком возрасте человек не умеет сдерживать эмоции, и задача взрослых состоит в том, чтобы научить их сбрасывать с максимальной безопасностью для окружающих.

Мы все живые люди. И поэтому мы должны научиться бережно относиться друг к другу. Правила элементарные до банальности, но про них почему-то все время забывают. «Не хочу в школу!» Мальчик учится в третьем классе. Вернее, не учится, а отбывает уроки, как наказание. Полноват для своего возраста (не может заниматься спортом по состоянию здоровья), поэтому имеет кучу обидных кличек. Несмотря на старания родителей затащить одноклассников домой, друзьями обзавестись не может. Что делать, менять школу? Вряд ли это поможет, ведь проблема внутри человека останется. Здесь требуется помощь психолога. Мальчик должен стать «противоударным», чтобы прозвища перестали быть его болевой точкой. Мы не можем нравиться всем, кто-нибудь обязательно найдет очередной изъян. Есть такие методики, которые позволяют «не слышать» оскорблений. На тренинге, например, человек «отзеркаливает» все гадости, которые ему говорят, соглашается с тем, что он «свинья, корова, идиот, тупица», и… улыбается. Потому что эти слова его не задевают. Научиться не страдать вполне реально.

Что касается попытки подружить ребенка с одноклассниками, то это нужно делать с учетом его темперамента. Холерик сам находит приятелей, и в огромных количествах. Флегматику и меланхолику хватит одного друга, причем им может стать мама или папа. Это нормально. Не надо насильно навязывать контакты со сверстниками и водить дома бесконечные хороводы. Если ребенок захочет пригласить гостей, он сам об этом скажет.

Следует вспомнить и о так называемом синдроме отличника… Девочка так привыкла получать высший балл, что из-за четверки рыдает. А случайная тройка по математике — катастрофа мирового масштаба. Но родители никогда не ругали ее за оценки… Но и не хвалили лишний раз за успехи. И уж точно не говорили, что она имеет право на ошибку и что ее будут любить любой, даже двоечницей. Комплекс отличника — верный невроз, способный вырастить букет серьезных хронических заболеваний. От стремления быть первой любой ценой надо избавляться, как ни странно это звучит. Работа должна приносить удовольствие, поэтому ребенка в плохом настроении вообще нельзя подпускать к учебникам. И встречать его из школы надо не вопросом: «Что ты получил?», а «Как ты себя чувствуешь, какое у тебя настроение?»

Двенадцатилетняя девочка из семьи с достатком намного выше среднего поймана в универмаге на краже рыбных консервов. До этого пыталась стащить какие-то брошюры в книжном, успела вынести поношенную кофту из сэконд-хэнда. Причин своего поведения родителям не объясняет, к психологу идти отказывается. А психолог нужен как раз не ей, а родителям. Подростковые кражи, как и любое детское воровство (тема, изученная вдоль и поперек) трактуются однозначно: нехватка любви и внимания в семье. Родители, впрочем, могут по-своему любить девочку и заботиться о ней, только она не будет этого чувствовать. Они говорят на разных языках, как будто бы они не родные люди, а существа с разных планет. Ей плохо, одиноко, вот она и отчебучивает…

Не последнюю роль играет темперамент. Холерикам необходимы пиковые ситуации, им прогулки по лезвию ножа нужны как кислород. Ну, так они устроены. Поэтому имеет смысл отдавать детей-холериков в экстремальные виды спорта. Пусть получают адреналин легальным способом. Война у телевизора — проблема всех возрастов. Наши дети, вместо того чтобы читать, гулять, играть, учить уроки… пялятся в ящик сутки напролет. Потому что они копируют нас, взрослых. Если мама подгоняет жизнь под расписание сериалов, то и ребенок прикует себя к экрану. Хотите оторвать чадо от ящика — меняйтесь сами. Идите всей семьей в бассейн, в театр, на прогулку. Докажите, что реальный мир тоже существует, и он не хуже телевизионного. А запреты здесь абсолютно бессильны.

Что делать, если восьмиклассница заявляет маме: «Ты мне не купишь новую дубленку, я пойду на панель и заработаю ее сама. Мне в лохмотьях ходить стыдно…»? Мне очень жалко обеих. Для того чтобы скорректировать ситуацию, нужно было бы отмотать время лет на десять назад. Это мамина вина в том, что дочь воспринимает ее лишь как поставщика материальных благ. Работала на две ставки, ночи не спала, стирала-готовила, лучший кусок для кровинушки… Вот и получилось, что мать — это обслуга, которая обязана исполнять желания по первому требованию. Нельзя жить ради детей! Надо жить вместе с детьми. Не надо «жертвовать во имя», надо просто жить и получать от этого процесса удовольствие. Успешного человека могут воспитать только счастливые родители. В этом смысле счастье — как ветрянка, вещь крайне заразная. Если вернуться к конкретной ситуации, то я хотела бы, чтобы шантаж обернулся компромиссом. Пусть мама займет деньги и купит дубленку. Только потом пусть они вместе с дочерью моют полы в подъезде или еще как-то отрабатывают долг. Пусть они попробуют понять друг друга и прийти к решению, которое устроит обоих. Не получается диалог — не стесняйтесь, приходите к психологу. Ну, хотя бы по той причине, что со стороны виднее…

0

3

Школа, ребенок и мобильный телефон

Довольно часто перед родителями возникает вопрос: «Нужно ли давать ребенку мобильный телефон в школу?»

Мобильный телефон вещь очень полезная и нужная. Сейчас они доступны практически каждому, и пользуются ими подавляющее большинство людей.

Стоит ли давать детям мобильный телефон в школу? Правильно ответить на этот вопрос можно спросив себя о том зачем? Если только для того, чтобы показать свои материальные возможности — этого делать не стоит.
Несколько аргументов против использования мобильного телефона ребенком

Во-первых, это может вызвать чувство зависти у других одноклассников, родители которых не в состоянии приобрести такую дорогую "игрушку". На переменках в школе можно часто услышать: «А у меня телефон круче… А у меня лучше… А у моего есть камера и плеер.» Иногда даже доходит до драки. Однозначно не стоит давать детям очень дорогие модели аппаратов.

Во-вторых, побеспокойтесь о своем малыше — ведь он может стать объектом внимания людей с уголовными наклонностями, которые не побоятся отобрать мобильный телефон у беззащитного ребенка.

В-третьих, несмотря на заверения всех ведущих производителей о безопасности излучения мобильных телефонов для организма человека опасность все-таки есть. Ведь стандарты связанные с излучением, которое издает мобилка с каждым годом ужесточаются, и наверное почему-то это делают. А ведь мобилка будет у ребенка, у которого иммунная система намного слабее, чем у взрослого человека.

Кроме того, в таком случае телефонный аппарат — это дополнительный отвлекающий фактор. Дорогая игрушка будет отвлекать вашего ребенка, да и одноклассников от учебы. Он будет играть на нем игры, слушать музыку, оправлять СМС-ки.
Аргументы в пользу мобильного телефона для ребенка

Совсем другое дело, если вы даете ребенку телефон в школу для того, чтобы его контролировать, и иметь возможность в любой момент быть с ним на связи. Ведь мобилка — это в первую очередь не игрушка, а функциональность. В этом случае мобильный телефон — это ваш помощник.

При наличии у ребенка мобильного телефона вам самим будет спокойнее. Если вдруг вы задерживаетесь на работе, или ребенок после школы загулял в соседнем дворе — вы всегда сможете предупредить малыша или узнать где он.

Другим немаловажным фактором является то, что если у всех в классе или школе есть мобильный телефон, а вашего ребенка нет, то это может стать барьером в общении между детьми. У тебя нет мобильного — тогда с тобой никто не дружит.
Перед тем как дать мобилку своему ребенку

Принятие окончательного решения о вступлении вашего ребенка в многомиллионную армию пользователей мобилок только за вами. Но в любом случае хорошо подумайте, и прежде всего объясните ребенку как им пользоваться и как себя стоит вести на уроках. Пусть поменьше играет игры, не раздражает учителей мобилкой на парте, не хвастается.

Попробуйте сыграть на самолюбии ребенка — пусть представит себя солидным бизнесменом, и пользуется телефоном только для решения «бизнес-задач» (т.е. — по его прямому назначению, для общения с вами), а не отвлекаться на всякого рода игры.

0

4

http://s49.radikal.ru/i125/1008/5a/796da7f95eec.jpgЧто и как влияет на здоровье подростка?

Каждому  взрослому человеку навсегда запомнился  тот яркий момент жизни, когда он был подростком. Подростковый возраст – это довольно сложный период в жизни людей, когда наступают кардинальные перемены, как в духовном, так и физическом состоянии человека. Как же ощущает в этот момент  себя подросток?  Будучи ребенком, у него были любимые игрушки, жизнь была весела и беззаботна, можно было просто бегать с друзьями по улице, играть и ни о чем не задумываться. Но прошли годы, и вдруг что-то меняется, подросток чувствует себя не таким как все, потерянным, у него появляются другие интересы, он приобретает новых друзей, влюбляется, и мир для него становится совершенно другим. Подросток – уже не маленький, но еще не взрослый человек, не сформировавшаяся личность. В такой период подростку необходима моральная поддержка со стороны взрослых: родителей, родственников, учителей, руководителей по кружкам и просто знакомых людей. Подросток должен чувствовать, что к его мнению и к его мыслям относятся с уважением, только тогда у него будет достаточно высокая самооценка, с помощью которой он сможет достигать поставленных перед собой целей.

Хотелось бы подробнее рассмотреть, что и как влияет на здоровье подростка, как психологическое, так и физическое.  Проблема психического здоровья подростков является одной из самых важных и серьезных проблем общества. Нарушения в психическом здоровье подростка могут привести к серьезным последствиям: замкнутости, отстраненности от общества, неадекватности поведения, депрессиям, жестокости по отношению к сверстникам и родителям, к жестокому обращению с животными, самоубийству и ко многим другим проблемам. Поэтому очень важно родителям уделять своим детям-подросткам больше внимания, общаться с ними, интересоваться их увлечениями, мечтами и желаниями. Большое влияние на психику подростка, несомненно, влияет окружающая среда:  взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, товарищами по кружку, учителями и родственниками. В подростковом возрасте у детей часто бывает плохое настроение, они легкоранимы. Именно поэтому необходимо подбадривать подростка, уважать его стремления и стать для него другом.

Еще одним фактором, влияющим на здоровье подростка, является просмотр кинофильмов, передач, увлечение видеоиграми, музыкой. К серьезным нарушениям нервной системы подростка могут принести сцены насилия, жестокости, сцены интимного характера. Также необходимо проследить, какой музыкой увлекается подросток, нет ли там непристойных выражений и оскорбительных слов. Важно проследить, каким видеоиграм подросток отдает свое предпочтение, и не приведут ли они к его психическому расстройству.

Очень важно знать, что и как повлияет на здоровье подростка в этот нелегкий для него период.

В  первую очередь влияет на здоровье подростка его питание. В этот период растущему организму необходимо получать определенное количество витаминов, а также жиров белков, углеводов и минеральных веществ. При недостатке или переизбытке  какого-либо вещества в организме подростка, могут возникнуть различные проблемы со здоровьем. Чаще всего у подростков наблюдаются  нарушения веса, недостаток кальция или какого-либо витамина (что приводит к сухости кожи, ломкости ногтей и выпадению волос), пищевые расстройства, угри и кожные высыпания  и многие другие заболевания. Поэтому очень важно включать в рацион питания подростка все необходимые витамины и  вещества для его полноценного развития.

Огромнейшее влияние на физическое здоровье каждого подростка оказывают вредные привычки, самыми распространенными из которых являются табакокурение, алкогольная зависимость,  наркомания и токсикомания. Попадая в неблагоприятную среду или компанию, в которой каждый ее участник курит, выпивает или принимает наркотики, подросток не хочет быть «белой вороной» и пробует вредные для его организма вещества. Затем это затягивает и превращается в привычку, что ведет за собой печальные последствия. У подростка появляется зависимость, которая может привести к серьезному нарушению здоровья, а еще хуже, к смерти. Поэтому необходимо проводить с подростками специальные беседы о вреде курения, алкоголя и наркотиков, приводить им примеры из жизни, а также следить за их окружением, в какой компании они проводят свободное время. В большинстве случаев вредные привычки приобретают те подростки, которые ничем не заняты в свободное время. Важно проследить за тем, чтобы у них были какие-то интересы, полезным для подростков будет посещение кружков. В общем, подростку необходимо найти какое-то занятие, которое заинтересует его, увлечет и раскроет все его таланты.

Еще одним очень значимым моментом является половое воспитание подростков. Взаимоотношения с противоположным полом, а также интимные отношения оказывают огромное влияние на здоровье подростка. Необходимо привить ему позитивное отношение к здоровому образу жизни, рассказать о защите репродуктивного здоровья, а также поделиться с подростком информацией об изменениях в организме в период полового созревания, а также о планировании семьи. Подростку также необходимо знать о серьезных заболеваниях, передающихся половым путем, таких как СПИД, сифилис и многих других. Важно предостеречь подростка от ранней сексуальной жизни, а также рассказать о средствах контрацепции.

И напоследок хотелось бы отметить, что подростки пытаются быть самостоятельными и не терпят, когда слишком интересуются их личной жизнью. Поэтому постарайтесь стать для «большого ребенка» просто хорошим другом, не давите на него и ни в коем случае не пытайтесь навязать ему свое мнение. Лучший способ  - это непринужденное общение. Общаясь с подростком в спокойной обстановке, не повышая голоса, он почувствует доверие к вам и не станет бояться делиться с вами самым сокровенным. А вы в свою очередь сможете направить подростка в нужное направление, дать совет, рассказать историю из жизни или просто пообщаться по душам.

0

5

Подростковая любовь - как к ней относитсяhttp://s45.radikal.ru/i107/1010/76/942b0cf56e18.jpg

Наш ребенок взрослеет, он уже подросток. И очень не многие родители задумываются о том, что уже в подростковом возрасте у нашего ребенка может быть первая любовь.

Те родители, которые сами испытали это в подростковом возрасте, сумеют понять своего ребенка. А что же делать тем родителям, которые встретились с этим чувством уже в более взрослом, так как сказать юношеском возрасте. Именно эти родители зачастую даже не подозревают, что у их ребенка в 13 лет может возникнуть первая любовь.

Но независимо от этого все родителям хочется уберечь своего ребенка от излишних переживаний и ошибок, которые может совершить их ребенок в порыве эмоций, с которыми он столкнулся впервые. Но далеко не все дети делятся своими эмоциями и чувствами с родителями, ведь эта это интимная зона любого человека и наш подросток не исключение.

Опыт первой любви необходим подростку. Именно эти первые чувства влюбленности необходимы чтобы понять и сформировать свой образ мужчины или женщины, а это невозможно добиться без отношений со сверстником противоположного пола. И именно сейчас, когда все подростки в силу своего возраста так неловки и угловаты, они должны быть уверены что они могут быть привлекательными.

Очень многим родителям кажется, что чем позже наступит первая любовь, тем меньше будет проблем у их ребенка, но это всего лишь очередная иллюзия. Чем раньше наступит первая любовь, чем раньше наш ребенок сумеет это пережить тем легче он сможет с этим справиться.

Первые переживания нашего ребенка, конечно, также заставляют нас переживать вместе с ними, но этот первый опыт любви пусть даже и несчастной в первую очередь нужен ему самому, как его первый опыт его личных страданий. Ведь намного будет страшнее будет для нашего ребенка если чувство первой любви в его жизни может и не случиться.

0

6

Детская ложь

http://i074.radikal.ru/1010/fb/983eef7379da.jpgТак ли поступают родители, когда обвиняют ребенка во вранье и называют его лгуном? Это, конечно же, неправильно. Нельзя давать такую унизительную кличку детям.

И так, теперь давайте разберемся, откуда и как возникает детская ложь?

Многие дети, в больших случаях – это дошкольники, имеют очень развитую фантазию и очень часто, рассказывая о чем-либо, не специально преувеличивают. Многие детские игры немыслимы без вымысла. Например, ребенок скачет на палочке и думает, что он едет на настоящей лошади. Ясно, что было бы грубейшей педагогической ошибкой называть такого ребенка лгуном, если он скажет, что катался на лошади. Надо незаметно в разговоре показать малышу, где правда, где вымысел.

В основном детская ложь объясняется положением слабейшего члена семьи, особенно в тех семьях, где часто наказывают детей. Изначально ложь появляется из страха, но в последующем может перерасти в привычку.

Надо так воспитывать детей, чтобы они чувствовали доверие к взрослым, тогда они не будут бояться сознаваться в http://s43.radikal.ru/i099/1010/db/e73fc025dd78.jpgсвоих проступках. Следовательно не будет лжи от страха.

Нередко взрослые сами приучают детей ко лжи.

Соседка попросила у Валиной матери одолжить ей масла.
— У нас нет масла, — ответила мать.
— Нет, есть! У тебя в шкафу стоит бутылка с маслом, — поправила ее девочка.
Мать рассердилась и наказала Валю.

Понятно, что так воспитывать детей правдивыми нельзя. Честные дети будут только у честного родителя!

0

7

Может ли ребенок находиться один дома в возрасте 7 лет?  Многих родителей волнует этот вопрос. Более того, не только их, но и других людей, заботящихся о чужих детях по причине своей деятельности в сфере воспитания и педагогики.

Существуют несколько вариантов ответа. Наша версия самая распространенная.  Мы считаем, что это – оптимальный возраст.  Недаром ведь именно с семи лет начинается обучение в школе. Человек в этот период своей жизни уже обладает массой навыков и умений, которыми пользуется вполне сознательно. Однако, нельзя отставить ребёнка просто так. Необходимо подготовить для этого и ребёнка, и самих родителей. О том, как правильно это осуществить, вы узнаете из нашей статьи.

Начнем с вербализации проблемы – это очень важно для окончательного решения. Сегодня родители не всегда могут позволить себе посвящать ребенку все свое время. Часто возникает ситуация, когда ребенок должен остаться какое-то время один в квартире. У кого-то раньше, у кого-то позже, но такой вопрос встает перед всеми родителями.    Причин для этого немало. Иногда надо куда-то пойти (в гости, в магазин, на работу), а оставить свое родное чадо не с кем: все близкие заняты, а искать кого-то «на стороне» – времени нет. Именно в таком случае начинаются гадания и метания родителей: можно одного оставить или еще рано? Считается, что до 7 лет ребенка нежелательно оставлять одного. Минимальный возраст для того чтобы начать приучать сына или дочку оставаться самому – 4-5 лет. Однако, это очень рано. Ребенок может не понять ваш посыл и просто испугаться.  Только представьте, как, должно быть, сложно осознать малышу, что он один в квартире? Его могут волновать страшные вопросы, вроде: а вдруг родители не вернуться? А вдруг что-то случиться? Каждый незнакомый звук может привести его к испугу. Но стоит отметить, что этот вопрос следует решать индивидуально. Возможно, ваш ребёнок из числа маленьких и самостоятельных личностей!  Велика вероятность умения бороться со страхами, накопленного к возрасту семи лет. При этом важно учитывать и индивидуальный характер маленькой личности. Если малыш часто плачет и боится, то  с его страхами нужно бороться не методами оставления дома одного. Иначе проблема может усугубиться.

Скажу больше: со страхами ребенка не всегда можно справиться без помощи специалиста. Если таковые имеются, то не бойтесь обращаться к компетентным людям за помощью. Если же ваш ребенок, действительно, вполне самостоятельный, то есть способы научить его оставаться одному.

Сначала ваши отлучки должны быть очень кратковременными (начать можно с 10 минут, постепенно увеличивая). При этом ребенок обязательно должен иметь определенные навыки, чтобы его пребывание в одиночестве было безопасным.

Ребенок должен усвоить, что дверь нельзя открывать никому, даже соседке или милиционеру. Номера телефонов бабушки, маминой работы, соседей должны быть написаны крупно и лежать на видном месте.

Также нужно  подготовить для ребенка комфортные и безопасные условия.  Необходимо минимизировать потенциальные проблемы – закрыть газовый кран, запереть балкон и т.д. Если есть домофон, то его лучше отключить, а если этого сделать нельзя, то научить ребенка брать трубку и сразу класть, чтобы было понятно, что в квартире кто-то есть.  Ребенку нужно обязательно придумать занятие. Например, включить мультфильмы по телевизору. И, как следствие этого, вы, вернувшись домой, застанете и его и дом в целости и сохранности.

Что касается еды, то, согласитесь, сложно представить, что малыш  один дома будет ответственно поглощать суп, поэтому не стоит на это рассчитывать. Лучше оставьте йогурты, сырки, бутерброды, пирожки, соки, печенье и т.п. – к тому же, ребенку будет веселее скоротать одиночество. 
Конечно, ребенка надо предупредить о возможных опасностях,  но только не перестарайтесь, ведь он не запомнит всего. Помните о том, что безопасность – это не повод для обсуждения. На каждую ситуацию должен быть четкий алгоритм, в котором ребенок должен знать, что делать.

Именно в этом случае он не будет волноваться, оказавшись в нестандартной ситуации, да и вам будет легче: вы будете уверены в том, что ничего худого не случиться с ребенком, пока он один. время.

Именно эти умения пригодятся ему в будущей жизни. Причем, как в более взрослом возрасте, так и в школьные годы. Умеющий планировать свое время ребенок будет успевать и в школе, и дома, и в обществе. Возможно, именно периодическое оставление ребенка дома одного приведет его к головокружительной карьере, ведь в этом деле важны: самостоятельность и сосредоточенность. Правда, только вам решать: оставлять его одного или нет, есть такая необходимость или ее можно обойти.

0

8

Если ребенок пьет спиртное

Вы заметили, что ребенок ведет себя не так, как обычно. Вам показалось, что от него пахнет спиртным. Или даже он пришел домой настолько нетрезвым, что ошибиться невозможно... Почему это произошло и как правильно реагировать? Что делать и как быть, если ребенок пьет спиртное?

Я всегда пью пиво с друзьями, когда мы идем в кино или просто тусуемся. А что здесь такого?» - с вызовом говорит 15-летний Денис, с которым мы познакомились рядом с торговым центром в Сокольниках. «Без банки коктейля или пива здесь делать нечего»,- добавляет его подружка Соня 14 лет. К нашему разговору присоединяется Данила, ему почти 15: «Пьем, чтобы поднять настроение, расслабиться... Ничего страшного в этом нет, мы же не алкоголики какие-то...» Купить спиртное в магазине, и тем более в ларьке за углом, не составляет труда, хотя законы запрещают продавать спиртное несовершеннолетним, тем более рядом со школой*. В реальности все выглядит иначе: за школьную перемену дети легко успевают сбегать за пивом или чем-нибудь покрепче. Родителей очень пугают эксперименты детей с алкоголем. Мы не только беспокоимся за их здоровье, понимая, к чему может привести злоупотребление спиртным. Иногда мы просто не знаем, как подступиться к теме алкоголя, стоит ли прибегать к крайним мерам и что делать, если ребенок вернулся домой явно навеселе.

Зачем они это делают

Две трети российских подростков в возрасте от 13 до 16 лет употребляют алкогольные напитки регулярно, но многие знакомы с вином и пивом уже с десяти лет. Детям в этом возрасте часто кажется, что взрослые недостаточно их любят, мало уделяют им внимания, возникает ощущение внутренней пустоты и одиночества, которое они заглушают с помощью алкоголя. Подростков радует легкость и свобода, которая приходит с опьянением. Ведь алкоголь - сильное расслабляющее средство. Он помогает снять эмоциональное напряжение, избавиться от застенчивости, комплексов, барьеров в общении». Кроме того, алкоголь и сигареты - единственно доступные и потому особенно привлекательные атрибуты мира взрослых. Подросткам кажется, что алкоголь делает их старше, поэтому они бравируют выпитыми рюмками и стаканами. Приобщаясь, таким образом, ко взрослой жизни, они заставляют родителей признать, что уже перестали быть детьми. На самом деле далеко не всем подросткам нравится вкус алкоголя, у многих он вызывает отвращение.  Но даже если дело заканчивается отравлением, алкоголь занимает настолько важное место в их представлениях о взрослении, что остановиться и отказаться пить в следующий раз им очень сложно. Не помогают и разговоры о вреде спиртного: в 14 лет здоровье кажется бесконечным. Подростки просто нам не верят, не принимают наши аргументы всерьез, так что любые слова взрослых встречают отпор: «Почему вам можно, а мне нельзя?» Другой важный фактор - «коллективизм». Подростку нужно общество равных, где его воспринимают как личность. Последние школьные годы - единственный период в нашей жизни, когда чувство принадлежности к группе, общие стандарты поведения, мнение сверстников не просто важны, но служат необходимым условием развития личности. Именно поэтому, раз попробовав алкоголь, подростки боятся показаться несостоятельными в глазах приятелей и уже не могут остановиться. Они пьют очень много и все подряд, смешивают разные по крепости напитки, отчего опьянение во много раз усиливается. В эксперименте на автотренажере, который проводила группа психологов под руководством профессора университета Темпла (США) Лоренса Стейнберга (Laurence Steinberg), игрокам предложили выбор: остановиться на желтый сигнал светофора или рискнуть проехать. Играя в одиночку, и взрослые, и подростки выбирали безопасный вариант. В групповой игре подростки рисковали вдвое чаще, а поведение взрослых не менялось. Присутствие сверстников так сильно воздействует на эмоции, что дети поступают безрассудно, а желание получить признание столь велико, что мешает адекватно оценивать опасность.

Первая реакция

«У нас два сына, старший учится в институте, младший - в 10-м классе, - рассказывает 46-летняя Марина. - Мы с мужем давно решили, что будем более-менее лояльны в отношении алкоголя: хочешь пробовать - пробуй. Дома они иногда могли выпить с нами стакан пива, несколько раз старший просил купить бутылку вина, когда шел на день рождения к знакомым мальчикам. Конечно, водку мы им не предлагали, да у них никогда не было желания пробовать что-то крепкое. В результате старший сын вообще не пьет, к тому же он всегда за рулем, а вот младший однажды преподнес нам сюрприз... Зрелище, надо сказать, было не слишком приятное. Но мы как-то спокойно к этому отнеслись, не ругали его, просто уложили спать... Правда, он сам так испугался, что надолго, я думаю, запомнил этот опыт». Каждый десятый взрослый вообще не знает, употреблял ли когда-нибудь спиртное его ребенок. Только 17% задумывались о том, что они станут делать, если у их ребенка начнутся проблемы с алкоголем, однако 80% родителей будут действовать, если такие проблемы возникнут. Некоторые из нас заранее определяют границы, объясняют, как избежать неприятностей: «Я, конечно, понимаю, что вы выпили пива в парке. Но не советую мешать его с вином или еще с чем-нибудь - головная боль и тошнота обеспечены»; «Лучше приходите праздновать окончание четверти к нам домой - во дворе школы есть шанс повстречаться с участковым»; «Когда пойдете в поход, не забудьте запастись бутербродами. На воздухе вы проголодаетесь, и будет обидно, если выяснится, что про вино вы подумали, а про закуску - нет». Но если все-таки ваш ребенок явно выпил лишнего и в таком виде первый раз показался вам на глаза, не пугайтесь. Он решился предъявить вам свое состояние - значит, он вам доверяет и рассчитывает на ваше понимание и помощь. Многие из нас в критической ситуации теряют голову и обрушиваются на подростка с упреками. К этому нас толкают страх, гнев, жалость, тяжелый семейный опыт, груз родительской ответственности и ощущение собственного бессилия. Действительно, первая реакция родителей - накричать («Как ты посмел!»), начать читать нотации или даже объявить бойкот. Другая крайность - причитания («Как же тебе плохо»), суета вокруг ребенка («Давай попей, поешь, чтобы стало легче»), ирония, шутки, попытки подбодрить. И та и другая реакция опасна. В первом случае мы усиливаем стыд и вину ребенка, который и так чувствует, что поступил плохо. А во втором, наоборот, показываем подростку, что его поведение для нас приемлемо, ничего особенного не произошло - пустяки, дело житейское. Попробуйте воздержаться от любых комментариев, действуйте собранно, спокойно, по-взрослому. Предложите принять душ, откройте окно, уложите в постель. Если ваш ребенок выпил лишнего с друзьями в 14 лет, это еще не значит, что он стал пить. Просто у него наступил возраст освоения новых ролей и новых отношений.

Если у родителей есть определенная тактика поведения с детьми, она выручит в любой ситуации - будь то водка, наркотики, что угодно. Думаю, мне нечего опасаться алкогольных историй, потому что у моих детей нет тяжелой наследственности, а это решающий фактор. Ну а если кто-то из них все-таки придет, домой выпивши, я спокойно спрошу, понравилось ли ему, что он пил, где и с кем. Когда мне было девять лет, родители часто уходили по вечерам из дома - в кино, театр, рестораны. И я оставался один. Жили мы тогда в Чехословакии. В домашнем баре стояло много всяких занятных бутылочек: виски, вермут, крепленые вина, коньяки. Я обнаружил этот бар и одинокими вечерами устраивал себе мелкое детское пьянство. Наливал себе виски или вермут. По полстопочки, больше я просто выпить не мог. Слушал музыку и смаковал. Казалось бы, я имел все шансы стать алкоголиком. Но это не имело для меня вообще никаких последствий. Может быть, родители замечали, что количество напитков уменьшается, но внимания на это не обращали, потому что бутылки в баре подолгу стояли открытыми. Думаю, что в педагогических целях можно и самому однажды предложить ребенку алкоголь. Так сделал мой отец, когда мне было одиннадцать лет. Мыс ним были в турпоходе. Был жаркий летний день. Мы забрались на вершину горы, а там как раз стоял живописный ресторанчик. И мы, потные, разгоряченные, сели поесть. И вдруг отец предложил мне пиво. Я сказал: «Давай!» Выпил целую большую кружку. Мы вкусно поели, отдохнули и продолжили поход».

Последовательность и доверие

Если подросток пришел домой пьяным, с ним необходимо поговорить, причем родителям лучше сделать это вместе, предварительно согласовав свои действия. Разговор стоит начинать не в тот же день, но сразу после того, как ребенок протрезвеет. Содержательно говорить с выпившим ребенком бессмысленно: даже самые доброжелательные и разумные слова вряд ли будут услышаны. Но и откладывать надолго этот разговор не стоит. Когда мы тянем время, не решаясь заговорить о случившемся или не зная, как себя вести после этого, есть риск, что наша реакция прорвется совсем по другому поводу - из-за пустяка вроде порванной куртки, например. Начните с главного - с того, что вы почувствовали, когда увидели сына или дочь: выскажите свой страх, огорчение, удивление, возмущение («Когда я вчера увидела тебя в дверях, мне стало страшно, потому что первый раз в жизни я почувствовала к тебе отвращение»). При этом избегайте осуждающих слов и оценок («Ты меня разочаровала»), говорите только о себе. Затем можно расспросить о том, что произошло накануне: «Что и сколько вы пили?»; «Кто еще был с тобой вчера, как они себя чувствуют?»; «Понравился ли тебе вкус того, что вы пили?»; «Как получилось, что ты не смог (ла) остановиться вовремя?» Если ребенок не хочет отвечать на ваши вопросы, не настаивайте, если отвечает - реагируйте. Например, скажите, что все, что произошло, - это в любом случае опыт. Но нам кажется, что в 13 лет начинать пить рано: организм еще не приспособлен к такой нагрузке. В то же время говорить с подростками исключительно о вреде спиртного, рассказывать ужасы, внушая отвращение и страх, неэффективно. Алкоголь - это часть нашей культуры, и дети отлично видят не только страдания, которые пьющий человек причиняет себе или окружающим. Они знают (по своему опыту и от других), что алкоголь приносит удовольствие: улучшает настроение, вызывает необычные ощущения, придает смелости, облегчает общение. Особенно трудно выбрать линию поведения, если в семье кто-то злоупотребляет спиртным. В этой ситуации непросто найти аргументы, которые будут услышаны, к тому же родители, которые любят выпить, зачастую не чувствуют себя вправе ограничивать ребенка. Но все-таки есть несколько правил. Не допускайте, чтобы подросток пил вместе со взрослым. Избегайте нравоучительных фраз типа «Не бери пример с отца!» - они лишь осложнят общение. Объясните, как распознать некачественный алкоголь, учите оценивать вкус вина, объясните, как действуют на организм разные напитки». Иногда может показаться, что самое верное решение - строгий запрет. Этот прием никогда не срабатывает и, скорее всего, подтолкнет подростка к новым экспериментам, которые он будет скрывать гораздо тщательнее. А вот разобраться в том, как и почему случилось, что ребенок напился, и собирается ли он повторить этот опыт, нужно обязательно. Впрочем, если в семье хорошие отношения, запрет может подействовать: боязнь потерять доверие и любовь родителей, возможно, заставит его задуматься над своим поведением. Если же подростку нечего терять, потому что его родители никогда не были ему близки, запрет только укрепит стену взаимного непонимания. Парадоксально, но, возможно, именно в этот момент стоит задуматься о том, что наши отношения с ребенком нуждаются в коррективах по той простой причине, что он вырос. Но что бы ни происходило в жизни вашего ребенка, важно сохранить основу ваших отношений - взаимное уважение, доверие или хотя бы минимальный контакт. Только в этом случае подросток будет вас слышать даже в период самых безрассудных поступков и самой отчаянной бравады.

0


Вы здесь » НАШ ОБЩИЙ ДОМ » Школьники и подростки » Проблемы у ваших детей...