Как запрещать ребенку без слова «нет»?
Аня у меня растет и лезет уже всюду! И часто туда, куда совершенно не надо лезть и берет то, что совершенно не надо брать. Как сказать «нет»? Психологи не рекомендуют часто употреблять слова «нет» и «нельзя». Как же быть?
Сначала надо обойти все комнаты своей квартиры, представив себе, что вы маленький ребенок: открывайте все, лезьте везде, двигайте, толкайте, доставайте, хлопайте и бросайте. Обязательно должны остаться такие места, куда ребенок все-таки может добраться и взять оттуда что-то, помимо его собственных ящиков с игрушками. Например, можно оставить доступными ящики с детскими вещами, которые ребенку уже малы, если вам не жалко, что малыш будет разбрасывать их по полу, абсолютно безопасным будет оставить в распоряжение малыша полку с пластмассовой посудой или алюминиевыми кастрюльками на кухне. Научимся внимательно относиться к потребностям ребенка. Речь идет всего-навсего о внимании к тому, что действительно ему интересно, нужно и хочется.
Запретных мест, предметов и действий может стать меньше, если попробовать предложить ребенку альтернативу, вместо ботинка пожевать прорезыватель, вместо того, чтобы открывать ящик с китайским фарфором, пусть открывает ящик с пластмассовыми мисками. Обязательно сообщите ребенку, что вы предлагаете ему, а не просто подсовывайте замену: «Давай жевать будешь вот это, а ботинок оставим на его месте»
Главный критерий того, что вы сделали все правильно — ребенок без негативных эмоций переключился на то, что вы ему предложили. Проблема заключается в том, что многие родители зачастую запрещают что-то просто «на автомате», даже не задумываясь о том, каковы реальные причины, чтобы ребенку не позволять трогать или делать то или иное. Если вы задумаетесь, есть ли веские основания что-то запрещать, то возможно, еще часть «нельзя» отпадет сама собой, если у вас получится переоценить их важность и окажется, что они не так категоричны, как казалось вначале. Таким образом, ребенок, во-первых, приобретает больше свободы, во-вторых, запреты становятся более веским, и как следствие, малыш реже будет оспаривать ваше «нельзя» и чаще вас слушаться. Зачастую своими ограничениями мы препятствуем удовлетворению ребенком обыкновенного любопытства, жажды познания мира. К таким запретам, ограничивающим опыт ребенка, относятся большинство просьб не тянуть что бы то ни было в рот, не колотить предметами или не кидать их. Можно лишний раз протереть и помыть то, что особенно любит пробовать ваш исследоваться, и его интерес со временем угаснет, а не в случае вашего запрета будет напротив только подогреваться (про запретный плод мы с вами помним, детей это тоже касается — запретные ботинки всегда вкуснее легально разрешенного прорезывателя для зубов).
Еще одна важная тема это количество запретов, память ребенка не безгранична, а до определенного возраста в детской голове вообще немногое задерживается надолго. Поэтому количество запретов должно быть адекватным, например, для каждого помещения вашей квартиры будет более чем достаточно одного — двух запретов, таким же образом сформулируйте два «нельзя» для улицы и общественных мест.
Еще одна возможность сделать из «нельзя» «можно» это разрешить условно. Например, решить, при каких условиях вы все-таки можете позволить ребенку брать тот предмет, который вы по каким-то причинам, брать не разрешаете. Допустим, мобильный телефон вы можете дать малышу посмотреть, при условии, что он не станет нажимать кнопки. Конечно, с совсем маленькими это проходит с трудом, но детям постарше будет приятно, что пусть и при условии, но им разрешили что-то, чего им хотелось, и они будут очень горды собой, когда у них получится сделать так, как вы просили, и вы тоже будете горды!
Если ваши запреты касаются поведения ребенка, гораздо проще (это только поначалу кажется, что сложно, но надо привыкнуть) попросить ребенка делать то, что вам хочется и по вашему мнению надо, а не то, чего вам не хотелось бы и делать нельзя, то есть обозначить позитивные модели поведения, не акцентируя негативных. Вместо «не кричи», попросите «говори, пожалуйста, тише», вместо «не беги» — «давай пойдем медленнее, спокойнее» и т.д.