Обсуждаем программы, нагрузки.
Школьные программы
Сообщений 1 страница 18 из 18
Поделиться22010-04-10 18:19:27
В современном и динамично изменяющемся мире одной из важных задач является адаптация школьников и студентов первых курсов к условиям обучения. Это обусловлено бурным развитием научно-технического прогресса, приводящим к увеличению учебной нагрузки с одной стороны и снижением уровня функциональных резервов населения с другой. Растут требования к коммуникативным способностям, возможностям психической саморегуляции, уровню эмоциональной устойчивости и т. д.
Рост учебной нагрузки приводит к повышению психофизиологической цены деятельности, проявляющейся в значительном увеличении психологических и физиологических затрат в процессе обучения и подготовки к поступлению в учебное заведение.
В условиях выраженного несоответствия учебной нагрузки и функциональных резервов организма возможно развитие дизадаптивных форм поведения, проявляющихся в снижении мотивации к обучению и низкой успеваемости, отсутствии или снижении профессиональной направленности, повышенной конфликтности, низкой дисциплинированности, многочисленных жалобах на состояние здоровья и плохое самочувствие, курении и алкоголизации.
Как вы относитесь к нагрузкам в учебных заведениях?
Поделиться32010-05-02 18:42:43
Может кто слышал про, то что теперь будут дети учиться 12 классов, получается сразу после школы в армию, а уж потом всё остальное?
Поделиться42010-05-02 20:59:26
Верунь,про 12 классов я не слышала,но знаю,что с нового года вводятся стандарты второго поколения.так вот я читала их про аглийский.это кошмар!!!такое впечатление,что выйдя из школы ребенок должен знать язык на уровне колледжа.а в началке вводится школа полного дня-но это пока только эксперимент-типа продленки,но только в этой школе во вторую смену будут разные кружки и развивающие занятия.
Поделиться52010-05-02 21:10:49
это кошмар!!!такое впечатление,что выйдя из школы ребенок должен знать язык на уровне колледжа.а в началке вводится школа полного дня-но это пока только эксперимент-типа продленки,но только в этой школе во вторую смену будут разные кружки и развивающие занятия.
Дааааа бедные дети....я всё таки думаю, что огромные нагрузки в школьной программе приводит к потере детства...
Поделиться62010-05-02 21:15:57
безусловно!!!!вот у нас в школе 4 класса первых.и в каждом классе своя программа.причем только одна для детей слабых-для класса коррекции.но и то ее нельзя назвать слабой.правильно-это щадящая программа.идиотство.обычная прога по которой мы в школе учились.там все предельно понятно и никаких мега заморочек.а программа Занкова например рассчитана на уже хорошо читающих детей!!!а не все дети умеют читать.короче жесть сплошная.я вот своего ребенка тоже буду по кружкам водить всяким и развивающие занятия буду проводить.но целый день ребенку в школе торчать это слишком....
Поделиться72010-05-02 21:18:18
но целый день ребенку в школе торчать это слишком....
Я вот всё думаю, как же мы учились, росли и без всяких там новых программ, а по тем, по которым и наши мамы и папы.....и вот ни кто не дурачок....
Поделиться82010-05-09 23:25:13
Я вот с каждым днём поражаюсь, кто там придумывает эти новшества.
С английским согласна - важный предмет, пусть хоть с детского сада учат, жалею, что сама не учила его ни в школе, ни в универе.
А ещё недавно услышала, что хотят обучение платным сделать, три обязательных предмета - русский, литература и математика - бесплатно преподавать будут, а вот кто хочет химию, физику или географию - платите в месяц энную сумму. А тем семьям, у кого нет возможности оплачивать другие важные дисциплины, что делать???
И про ЕГЭ я мало что понимаю, хотя это уже вроде как постоянно действует.
Поделиться92010-05-10 08:14:31
три обязательных предмета - русский, литература и математика - бесплатно преподавать будут, а вот кто хочет химию, физику или географию - платите в месяц энную сумму. А тем семьям, у кого нет возможности оплачивать другие важные дисциплины, что делать???
Ничего себе....и до чего мы катимся? Теперь можно будет всё купить, дети будут знать со школы....заплатил, получил аттестат....И так дальше в институте....а потом удивляются откуда у нас такие бездарные специалисты появляются? Накупят дипломов, наберут по объявлению и давай умничать!
Поделиться102010-05-10 15:02:34
Ничего себе....и до чего мы катимся?
Вот и я о том же. Причем слышала это не от одного человека. Вроде как ещё не подписан этот указ, но все идет к этому. Это представляете, сколько надо денег, чтобы набрать хотя бы основной пакет предметов - я считаю, что необходимы как минимум следующие - история, география, физика, химия, биология (?), иностранный язык (труды и обж можно опустить, хотя тоже не факт). Ну неужели детям из не очень обеспеченных семей ходить неучами? А детям то наоборот - счастье, учить ничего не надо, и не вдолбишь же, что дома надо самостоятельно что-то учить. Пипец, что будет через пару поколений? Боюсь представить.
Поделиться112010-05-10 15:57:20
Пипец, что будет через пару поколений? Боюсь представить.
Согласна....
Поделиться122010-05-11 14:47:00
да,девоки,господин фурсенко совсем потерялся в реалиях современной жизни.....я в шоке как учитель от всго этого.получается что пловина учитеелй будет на улице из за невостребованости свого предмета...
Поделиться132010-05-12 13:05:05
получается что пловина учитеелй будет на улице из за невостребованости свого предмета...
А об этом я даже не думала. Но это скорее всего коснется регионов, к сожалению. В Москве как мне кажется вечная нехватка учителей, а хотя бы одного преподавателя того или иного предмета в школе держать должны, ведь хоть один человек да и заплатит за него.
Поделиться142010-06-08 13:42:16
Психологическая подготовка — половина успеха
Поступление в школу является очень важным событием в жизни ребенка: с первых чисел сентября полностью меняется жизнь ребенка, появляются новые наставники, новые друзья, на замену детсадовским игрушкам приходят учебники и тетрадки. Все эти изменения являются стрессом для малыша, побороть который вы должны ему помочь.
С чего же стоит начать свою подготовку к школе?
В первую очередь — с психологической подготовки. Важно заранее создать в сознании ребенка положительное отношение к школе. Упомяните, что в школу ходит старшая сестра, соседский мальчик, в ней учился папа и мама. Почаще общайтесь с ребенком на школьную тему: рассказывайте, что в школе он узнаем много интересного, научится хорошо читать и писать, заведет себе новых друзей. Ни в коем случае не стоит пугать ребенка школой: рассказывать о том, что за его плохое чтение ему будут ставить плохие оценки, что подружку или друга с детсадовской группы будут хвалить за хорошее поведение, а тебя — ругать. Не следует упоминать о том, что с началом обучения в школе детство закончилось — это неправда!
Застенчивых, необщительных детей желательно познакомить с новыми для него ребятишками, которые будут в его классе. А если вы будете ходить в школу, расположенную в вашем районе, расскажите ребенку, что в один с ним класс также будет ходить детсадовский друг или подружка, девочка из параллельной группы, друг по дворовой площадке, с которым часто играет ваш сын или дочка.
Хорошей психологической подготовкой к школе является игра в «школу», в процессе которой ребенка нужно приучать к старательному отношению к игровым заданиям, исполнительности и усидчивости. Помощь в этом вопросе сослужит и ваш школьный альбом, рассказы о вашей учебе, школьной жизни.
Расскажите ребенку, что в школе его знания и умения будут оцениваться — пусть для него это не будет новостью; что в школе есть уроки и перемены, ведутся дневники…
Не лишним будет вместе с ребенком пройтись несколько раз по дороге к школе, выучить маршрут, да и в саму школу заглянуть.
И самое главное в плане психологической подготовки к школе — это отношение к школе самих родителей, ведь ребенок в первую очередь учится у вас!
Крепкое здоровье — без него никуда!
Одним из ключей к хорошей успеваемости является постоянное посещение занятий, которое напрямую зависит от здоровья ребенка. Впереди осенне-зимний период и связанные с его наступлением простудные заболевания способны нанести вред не только здоровью, но и знаниям. Вот почему закаливание и профилактика простудных заболеваний является необходимыми процедурами.
Особого внимания требуют хронические заболевания — они могут в значительной мере снижать иммунитет малыша. Поэтому побеспокойтесь об этом.
Не следует забывать и о том, что перед поступлением в школу необходимо сдать ряд медицинских анализов, например на наличие гельминтов.
Нелишне сходить к стоматологу, окулисту, ортопеду — проверить все ли нормально с зубками и зрением, нет ли у ребенка плоскостопия и нарушений осанки.
Важным элементом является заблаговременное приучение ребенка к новому режиму дня и режиму питания. Вы должны вставать заранее, успеть покушать, собраться… и вперед (пока что на прогулку)!
Необходимые покупки к первому сентября
С чего же начать покупки? Ответ очевиден — с ранца! К его выбору следует подойти с особым вниманием. Оцените объем школьного ранца, качество материала, из которого он изготовлен, удобство ношения и одевания. Формированию правильной осанки будет способствовать жесткая спинка и регулируемая длина ремней у портфеля. Эту покупку лучше совершать с ребенком: вы выбираете удобную и практичную модель, а ребенок — цвет и рисунок, в общем пусть будет «активным покупателем».
Следующей покупкой является школьная форма, верхняя одежда и обувь. Если в школе принято носить одинаковую форму — выбора практически нет, необходимо только найти свой размер, а если дети ходят в школу в разной одежде — обратите внимание на удобство, отдавать предпочтение дорогим вещам не стоит — ведь школьные перемены существуют не только для отдыха, но и для шалостей… Обувь должна быть практичной и удобной: отдельно для улицы, школы, и занятий физкультурой.
Еще одна статья расходов — школьные принадлежности: пеналы, карандаши, ручки, тетрадки, книги и т.д. Лучший совет — не запасайтесь ими впрок, сходите на первое родительское собрание и поймете сколько и чего необходимо.
Первый школьный день
Школа начинается с цветов и праздничного настроения, и создать это настроение — ваша первоочередная задача. Первые день — это как экзамен, от того, как он пройдет во многом зависит отношение ребенка к школе в эти трудные первые школьные недели.
К этому экзамены готовился не только ребенок, но и вы, так что если у вас еще остался отпуск — самое время его взять, или хотя бы отпроситься с работы на несколько дней.
Первое сентября должно стать семейным праздником этого года. Атмосфера должна быть праздничной и веселой, но в то же время официальной и торжественной, а главным фигурантом должен быть ваш ребенок!
В первые дни расспросите у ребенка о его впечатления, поспособствуйте формированию у него положительного отношения к школе, помогите советом и добрым словом. И не забудьте, что в ближайшие выходные дни вы обязательно исполните его заветное желание…
Поделиться152010-06-08 16:30:07
Застенчивых, необщительных детей желательно познакомить с новыми для него ребятишками, которые будут в его классе.
Этот пункт на самом деле сложен для родителей застенчивых детей. Обычно такие дети и на площадке то ни с кем не играют, а если их пытаться знакомить с новыми ребятами, то наверное - вообще "труба". И потом, если речь идёт о крупных городах, то мы и соседей не всегда в лицо знаем, что уж говорить о том, чтобы знать ,кто пойдет в первый класс с твоим ребенком.
С чего же стоит начать свою подготовку к школе?
А как вы думаете, стоит прибегать к помощи посторонних людей - педагогов для подготовки ребёнка в школу? Ведь есть люди со специальным образованием дошкольной педагогики, которые не только научат ребёнка писать и читать до школы (что очень важно, потому что на сколько я знаю, сейчас для поступления в первый класс уже надо сдать какой то тест), но и приучат малыша к тому, что есть дисциплина, есть учителя, есть определенные правила поведения в школе.
Поделиться162010-06-08 17:54:14
то наверное - вообще "труба".
Да...с застенчивами детками тяжело...
А как вы думаете, стоит прибегать к помощи посторонних людей - педагогов для подготовки ребёнка в школу?
Думаю, что надо...
Поделиться172010-10-18 16:14:47
Рекомендации - как подготовить ребенка к школе?
Начало обучения в школе - важный этап развития ребенка. Это связано не только непосредственно с процессом обучения, но и с тем, что ребенок начинает взаимодействовать со своими сверстниками как с частью коллектива. Большинство детей готовы к определенной форме обучения уже к 3-4 годам. Часто к этому возрасту, они исчерпывают возможности получения информации в рамках своего ближайшего окружения и готовы к новым открытиям и стимулам. Рекомендации, как подготовить ребенка к школе, узнавайте в нашей статье.
Дошкольное образование
Некоторые дети посещают детский сад, перед тем как пойти в школу. Существует убеждение, что посещение этого учреждения подготавливает ребенка к школе. Благодаря посещению детского сада ребенок приобретает опыт отлучения от родителей на целый день или на половину дня. Он учится действовать в группе с другими детьми и начинает понимать, каким образом должен осуществлять некоторые физиологические потребности, например как найти туалет. Пятилетние дети обычно очень хотят учиться. В этом возрасте они обладают творческими способностями, интеллектуальными и познавательными навыками, физической силой, тонкими двигательными навыками, знанием языка и общительностью (социабельностью), необходимыми для получения полноценного образования.
Переход в школу
Придя в школу, дети знакомятся с предметами учебного плана. В то же самое время, они должны усваивать новую информацию, развивать настойчивость, преодолевать робость и страхи, связанные со школой или с отрывом от матери. Школьный день, конечно же, состоит не только из занятий по чтению и письму. Важную роль играют ответы на вопросы учителя, различные игры, ожидание отправления естественных физических потребностей. Необходимо быть частью коллектива, нести ответственность за свои собственные вещи, соблюдать правила и порядок. Важно развитие умения слушать и концентрироваться. Все это примеры усвоенного поведения. Самой лучшей базой для любого ребенка, который хочет получить пользу от обучения, быть счастливым и учиться с удовольствием, является стабильность и счастье, которое он испытывает в домашней обстановке. Было доказано, что именно эти условия являются самыми важными для нормального развития ребенка.
Другие факторы
Ребенок получает образование множеством различных способов. В основном путем обучения в школе, но также от своих родителей, братьев и сестер в домашней обстановке. Дополнительное образование происходит, когда ребенок задает все более сложные вопросы, а также через друзей и родственников в его социальном окружении, через литературу и телевидение. Телевизионные программы могут приносить большую пользу в обучении ребенка, поэтому их значение не стоит недооценивать. Однако чтение и творческие игры способствуют более широкому развитию ребенка. Такие виды деятельности могут полностью подавляться телевидением, которое является исключительно пассивным способом получения информации. Достигнув школьного возраста, ребенок способен начать изучать сходство и различия между предметами, причины и следствия событий. Способности детей неуклонно развиваются, и это следует поощрять, рассуждая с ними о каком-либо предмете и находя признаки, отличающие его от других.
Логическое мышление
Дети склонны не принимать на веру все, что им говорят. Они стремятся самостоятельно найти объяснение тому, что было сказано родителями, прочитано или увидено по телевизору. Дети в этом возрасте способны логически размышлять, задавая себе вопросы и отвечая на них. Например: «Мне нужно надеть пальто? На улице холодно? Да, холодно, поэтому я должен надеть пальто». Конечно, у детей младшего школьного возраста еще недостаточно развиты настойчивость, точность и основательность, но именно для развития этих качеств и предназначено начальное школьное образование. Совершенно ясно, что ребенок не владеет таким количеством фактов и информации, как взрослый, но образ мышления детей значительно отличается от взрослого. Следовательно, и обучаются они по-другому. Процесс обучения детей поэтапный. Каждый из этих этапов сопровождается отличным от других режимом обучения, поэтому информацию следует повторять и закреплять на последующих этапах, что позволит ребенку в достаточной мере ее усвоить. По мере взросления ребенка предметы изучаются на более глубоком и детальном уровне. С практической точки зрения обучение детей более эффективно в небольших группах. Девочки имеют более высокую успеваемость по математике и естественнонаучным предметам в однополых классах, нежели в смешанных. Самоуважение и уверенность в себе являются неотъемлемой частью эффективности обучения и позволяют извлечь большую пользу из различных форм образования. Немаловажную роль в этом играет домашняя обстановка.
Обучение в школе способствует развитию любознательности, которая проявляется и дома. Детям в этом возрасте свойственно естественное любопытство к окружающему их миру, для них это период быстрого усвоения информации. Мозг шести-семилетнего ребенка способен впитывать большое количество знаний. Обучение в школе заключается не только в приобретении конкретных навыков, таких как умение, читать и писать, но также в более широком социальном развитии. Ребенок начинает осознавать, что он является частью большого коллектива, состоящего из детей разного возраста, а также влиятельных взрослых - не только родителей и родственников.
Осознание времени
Ребенок начинает понимать «цикличность» событий, которые с ним происходят. Этому способствует распорядок школьного дня, состоящего из уроков, перемен, обеда и дороги домой, которые происходят каждый день в одно и то же время. Осознание времени укрепляется также еженедельным повторением расписания, благодаря чему одни и те же виды деятельности происходят всегда в одни и те же часы, в один и тот же день недели. Это способствует пониманию смысла дней недели и календаря в целом.
Поделиться182010-10-23 13:14:32
Школьные программы
Все одобренные Минобразом системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.
У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним . Конечно же, над составлением УМК (Учебно-Методического Комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые:
Цель (т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе)
Задачи (т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель)
Принципы (т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой).
Содержание (по сути – тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. Например, содержание образования по филологии, по математике, по обществознанию и по естествознанию. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.)
Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ, или скажем, цвет волос . Поэтому в описание каждой программы мы ввели раздел «Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе», где будем описывать те качества, которыми желательно обладать ребенку для того чтобы показывать высокие результаты, не перенапрягаясь при этом.
Ниже мы иногда будем приводить примеры школ, обучающих по той или иной программе, но на самом деле, разные классы одной и той же школы могут учиться по разным программам, особенно там, где выбор программы осуществляют сами учителя. И это даже хорошо. Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу, которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным коллективом.
Система образования Занкова
По ней, например, учатся в школах №35, №70 и еще множестве школ.
В 1995 - 1996 гг. система Л.В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.
Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.
Задачи: Одна из важнейших задач - воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".
Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.
Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.
Содержание: более богатое, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов - русского языка и чтения, математики и трудового обучения. Большое значение имеет самостоятельная деятельность учащегося по получению знаний.
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.
Система образования Эльконина-Давыдова
Школы №9, №110, «Менталитет» и др.
Если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке "тише едешь - дальше будешь" .
Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова.
Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить
Задачи:
сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.
Сформированность этих способностей обнаруживается, если:
- учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
- учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.
развить творческий потенциал, воображение учащегося.
Принципы:
Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия.
Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Содержание: разработаны учебники по всем предметам, изучаемым в начальной, средней и старшей школе.
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые были описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется. Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать.
Школа 2100 (Школа 2000, программа Петерсона)
Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания образования.
Цель: обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество.
Задачи:
сформировать готовность к производительному труду
сформировать готовность к дальнейшему обучению и – более широко – вообще к непрерывному образованию.
вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.
Принципы:
Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
Принцип развития. Основная задача школы – это развитие школьника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса: Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника, атмосферы.
Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.
Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.
Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования – помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.
Содержание: программы и учебники по всем предметам с 1 по 11 класс, а так же для детского сада.
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Так как программа, по задумке авторов, перекликается с системой Эльконина-Давыдова, пригодятся все те качества, которые были описаны выше. Но так как это все же традиционная программа, рассчитанная на «среднего ученика», практически любой ребенок сможет по ней успешно учиться .
«Школа России» (Плешаков)
По ней учатся, например, в школе №84.
Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились, с некоторыми изменениями.
Цель: Воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.
Задачи: Главное назначение начальной школы, по мнению авторов – воспитательное. Отсюда и задачи:
развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
формирование естественной мотивации учения
Принципы: Фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.
Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.
Содержание: Учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Издательством «Просвещение» д. Комплект охватывает все образовательные области.
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.
«Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой
Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.
Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.
Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Содержание: учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы.
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.
«Начальная школа 21 века» (Виноградовой)
Цель: организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.
Задачи:
формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы "зачем я учусь", "что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу", "каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю", "каковы мои успехи и что у меня не получается").
организация учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.
Принципы: основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник - не просто "зритель", "слушатель", а "исследователь".
Содержание: в соответствии с главным принципом (природосообразности) особое внимание авторы уделили реализации функции "мягкой" адаптации детей к новой деятельности. Разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (например, введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей).
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: исходя из принципов, можно предположить, что по данной программе будет комфортно обучаться детям, которым требуется мягкая адаптация ко всему новому для них, будь то коллектив или вид деятельности. Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.
Выбор за нами. Надеюсь, нам с Вами удалось хотя бы приблизительно разобраться «что за зверь такой» - ПРОГРАММА. И теперь мы сможем осознанно подходить к выбору школы, класса, учителя. Примерно представляем себе, какие вопросы задать, чтобы оценить, сможет ли данный учитель в данной школе в полной мере реализовать принципы выбранной программы… Сможем правильно подготовить ребенка к началу школьных занятий, по возможности учитывая склонности и характер наших маленьких, но личностей.
.